С 01 сентября 2022 году вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», регулирующие порядок размещения рекламы в сети «Интернет» в целях обеспечения ее прослеживаемости. Казалось бы, ну и что здесь такого? Каждый день придумывают какие-то новые законы, вносят поправки. За ними не угнаться! Но, теперь по новому закону каждый бизнес, который хочет хоть как-то продвигать себя, обязан отчитываться за рекламное размещение перед государством. Иначе штраф. Самый весомый - для юр.лиц до 500 000 рублей!
Суть передачи данных можно пояснить цепочкой:
Вы размещаете рекламу на ресурсе: соц.сети, свой сайт, чужой сайт, у блогеров, рекламные интеграции
Регистрируете данные о рекламном сообщении у оператора рекламных данных (их 7, выбирайте любой!)
Получаете «красивый» токен, который необходимо интегрировать в ссылку рекламного объявления, разместить в начале рекламного текстового сообщения или нанести на макет таким образом, чтобы токен хорошо считывался при проверке физическим лицом
По истечении месяца, по итогам рекламной кампании вы должны отчитаться о количестве потраченных средств на рекламу, количестве просмотров, переходов, звонков и заявок с данного вида рекламного сообщения
Данные формируются в формате отчета и отправляются в ЕРИР (Единый Реестр Интернет-Рекламы)
Установкой токена, его размещением, составлением отчетности и передачей данных по закону должны заниматься либо собственники бизнеса, либо рекламные агентства, которые занимаются маркетинговым обслуживанием компании, либо владельцы рекламных площадок, где размещается реклама. Кстати, Яндекс.Direct и платформа VK ID полностью взяли на себя ответственность за размещение токенов. Вы вкладываете деньги в рекламу, они берут на себя ответственность за отчетность. Удобно!
Но что делать с рекламой на собственном сайте? Как понять, что именно подлежит маркировке? Нужно ли маркировать публикации в запрещенной социальной сети? Как составить отчет по рекламе на собственном сайте? Да в целом, что считается рекламой, а что нет? Поможет ли приписка на сайте «Информация на сайте не является публичной офертой, сайт не содержит рекламных материалов, размещенные на сайте материалы носят информативный характер согласно Постановлению Правительства РФ от 4.10.2012 №1006» или в ней больше нет никакого смысла?
Так много вопросов в голове у каждого маркетолога, и так мало ответов от официальных органов. Еще в январе 2023 года ФАС в официальном сообществе ВКонтакте опубликовало пост, в котором призвало всех у кого есть вопросы по новому ФЗ о Рекламе, задать их в свободной форме. После сбора самых популярных и животрепещущих тем в комментариях, они пообещали выпустить подробный гайд с ответами. Увы, прошло уже более 3-х месяцев, комментарии под постом пишут каждый день, а ответов на них так и нет(((
Минуло уже более полугода с момента подписания закона и вступления в его в законную силу, и вот уже месяц с момента внесения новых поправок, ужесточающих наказание! Именитые маркетологи выпускают гайды, статьи, записывают разборы и видеообращения о том, что делать. Но прямых ответов нет. Все говорят как по шаблону, на одни и те же темы. А вот к примеру, объяснить, является ли анонс скидки -50% на все процедуры на сайте частного медицинского учреждения, рекламным сообщением - никто не может. С одной стороны - это просто информация, размещенная на собственном сайте, а с другой - яркое рекламное сообщение, привлекающее внимание пользователей.
Надеемся, что в скором времени, все тайны, зашифрованные под названием № 38-ФЗ «О рекламе» придадут гласности. И каждый, кто хочет просто размещать рекламу и продавать свою продукцию, зарабатывать деньги, вести бизнес, приносить людям пользу и делать эту страну лучше, будут спать спокойно! Остается только надеяться……